Первое правило грамотного ведения конспектов – не записывай каждое слово преподавателя! Даже если со временем ты наловчишься и сможешь помечать абсолютно все, ты, скорее всего, не запомнишь ни одной теории или определения, о котором шла речь на лекции. Искусство ведения конспекта заключается в создании своей карты с условными обозначениями, которая будет отражать преподаваемый предмет и тему лекции.
Ученые и психологи уже давно предложили множество теорий, которые помогают вести конспекты и делать записи правильно. Предлагаем 4 самые простые и наиболее эффективные методики, которые помогут справиться с огромным количеством поступающей информации.
Метод Корнелла
Метод был предложен в 1950 году профессором Корнеллского университета в США и с тех пор пользуется огромной популярностью как у студентов, так и у тех, кому приходится обрабатывать огромное количество информации – бизнесменам, журналистам, научным сотрудникам.
Секрет конспектирования по системе Корнелла в том, что лист бумаги, на котором ведутся записи, делится на 3 части. Можно сделать это мысленно, а можно физически нарисовать линии, которые отделят информационные блоки друг от друга. Лист конспекта должен выглядеть, как на рисунке:
1 – главная идея
Тема/идея лекции в двух словах
|
2 – краткое содержание лекции
- Ключевые слова и идеи
- Важные даты/имена/названия
- Информация, которую лектор выделил как важную
- Фразы, которые лектор записал на доске или показал в презентации
- Диаграммы и схемы
- Формулы и т.д.
|
3 – выводы, основная мысль |
В правую колонку под цифрой 2 ты записываешь основные тезисы лекции. Чтобы тебе было удобнее, можешь делить информацию по следующим категориям:
- Ключевые слова и идеи
- Важные даты/имена/названия
- Информация, которую лектор выделил как важную
- Фразы, которые лектор записал на доске или показал в презентации
- Диаграммы и схемы
- Формулы и т.д.
В левой колонке под цифрой 1 ты записываешь самую главную/важную идею, ключевой вопрос, на который пытался ответить преподаватель во время лекции. Эта колонка заполняется в конце лекции, когда будет ясна общая концепция.
Нижний блок (3) должен содержать выводы, которые ты сделала после лекции.
Метод Корнелла хорош тем, что ты можешь быстро и очень детально восстановить информацию, полученную на лекции. По такому конспекту можно будет легко подготовиться к экзамену или зачету.
2. Метод разделения страницы пополам
Эту технику конспектирования часто сравнивают с методом Корнелла, но разница между ними очень большая, в первую очередь, по структуре.
Лист нужно разделить на две разные по ширине колонки. В левую колонку можно записывать вопросы, а в правую – ответы на эти вопросы, важные определения, даты и имена. Такой метод позволяет вести записи и анализировать одновременно.
3. Метод символов и аббревиатур
Метод символов и аббревиатур предполагает, что ты создашь свой особый набор знаков, которые будешь использовать впоследствии при конспектировании. Таким приемом часто пользуются переводчики и журналисты, которым нужно быстро и точно записать цитату или высказывание человека на пресс-конференции.
Помимо общепринятых аббревиатур, ты можешь придумать свои и сокращать сложные и длинные слова до нескольких букв. В этом деле самое главное помнить, что и как ты сокращаешь, чтобы потом тебе не приходилось подолгу расшифровывать свои записи.
4. Метод интеллект-карт, или Mind Maps
Mind Maps
Последнее время все большей популярностью пользуется метод конспектирования, запоминания и организации информации, называемый Mind Maps. Больше всего этот метод нравится людям с визуальным образом мышления.
Интеллект-карты представляют собой древовидную схему, каждая ветвь которой содержит важную идею, задачу или понятие. Mind Maps позволяют структурировать процесс общего системного мышления с помощью схемы или диаграммы.
В интернете сегодня существует множество сервисов, которые позволяют рисовать интеллект-карты онлайн, распечатывать и использовать во время презентации или на лекции. Это очень удобно, если тебе нужно подготовить доклад или выступить перед аудиторией.
Подготовлено по материалам сайта www.examtime.com